- СОХРАНЯЕМ СПОКОЙСТВИЕ
Первое и универсальное правило – не поддаваться панике. Важно понимать, что существует целый комплекс доступных мер для противодействия такого рода хищениям, эффективность которых главным образом определяется быстротой Вашей реакции на противоправные действия.
- БЛОКИРУЕМ КАРТУ
Если Вы понимаете, что стали жертвой мошенничества, а злоумышленники заполучили доступ к Вашим персональным данным, то немедленно заблокируйте банковские карты. Заблокировать карту можно следующими способами:
- позвонить в круглосуточный контакт-центр обслуживающего банка (обычно номер указан на обороте пластиковой карты);
- позвонить напрямую в круглосуточную сервисную службу Банковского процессингового центра (8-(017)-299-25-26);
- через мобильный или интернет-банкинг;
- через SMS-банкинг;
- в отделении банка.
- ФИКСИРУЕМ ИНФОРМАЦИЮ
При наличии возможности необходимо «по горячим следам» зафиксировать всю имеющуюся информацию о злоумышленнике: скриншоты (веб-сайта, социальной сети, переписки), имена, адреса, информацию, озвученную в ходе диалога, иные характерные особенности. В дальнейшем такие сведения могут быть очень полезны для установления и поиска виновных лиц.
- ОБРАЩАЕМСЯ В БАНК
Сообщите в обслуживающий банк о хищении денежных средств. На основании Вашего обращения банк проведет внутреннюю проверку, результаты которой также могут быть полезны для расследования инцидента. Рекомендуем также запросить письменное подтверждение от банка о противоправном выводе денежных средств с Ваших расчетных счетов – эта информация поможет точнее определить размер имущественного ущерба от действий злоумышленников.
- ОБРАЩАЕМСЯ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ
Не стоит думать, что раз Вы не знаете ничего о злоумышленнике, то дело безнадежно. За время существования интернет-мошенничества правоохранительные органы выработали эффективные меры расследования подобных дел. Также не стоит отказываться от обращения в милицию по причине небольшой суммы похищенных денег: любые сведения о злоумышленниках помогают в раскрытии преступлений. Вполне вероятно, что вы не единственная жертва противоправных действий.
Для справки
В зависимости от обстоятельств совершения обманных действий и размера похищенного ответственность за мошенничество в интернете предусматривается:
- ст. 10.5 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (мелкое хищение) – если размер похищенного имущества физического лица не превышает 2 базовых величин (1 базовая величина = 25,5 BYN по состоянию на момент публикации), а в отношении юридического лица – до 10 базовых величин. Влечет административную ответственность в виде штрафа от 2 до 30 базовых величин или административный арест;
При размере ущерба, превышающем предельные значения, установленные Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, наступает уголовная ответственность.
- ст. 209 Уголовного кодекса Республики Беларусь (мошенничество) – хищение денежных средств путем обмана влечет уголовную ответственность в виде лишения свободы на срок до 10 лет со штрафом до 1000 базовых величин;
- ст. 212 Уголовного кодекса Республики Беларусь (хищение путем использования компьютерной техники) – завладение денежных средств в результате манипуляций злоумышленников, производимых на компьютерной технике. Наказывается наказываются лишением свободы на срок до 12 лет со штрафом до 1000 базовых величин и с лишением права занимать определенные должности (заниматься определенной деятельностью) или без лишения.
5.1 Составляем заявление
Заявление должно быть составлено на бумажном носителе от руки или напечатано на компьютере. Заявление составляется в свободной форме с обязательным указанием следующих данных:
- наименование органа (должность и ФИО должностного лица) в который (которому) подается заявление;
- фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина (организации)-заявителя, место жительства (место нахождения), контактный номер телефона;
- изложение всех известных заявителю сведений о совершенном преступлении;
- перечень прилагаемых к заявлению документов (при их наличии);
- дату и подпись гражданина (представителя организации с печатью организации).
Рекомендации для изложения сведений в заявлении:
- укажите имя, место нахождения злоумышленника. Если эти сведения Вам не известны, опишите стиль и особенности устной и письменной речи, какие-либо дефекты, акцент, голос, фоновый шум (при наличии);
- ситуацию описывайте в хронологическом порядке;
- укажите, каким именно образом преступник Вас обманул, в чем заключался обман или злоупотребление доверием;
- укажите точный размер похищенных средств (если это возможно) или определите предполагаемый размер причиненного ущерба (можно ориентироваться на рыночную стоимость похищенного имущества);
- не допускайте указания в заявлении оскорбительных слов угроз, нецензурных слов, не называйте злоумышленника «преступником» или «мошенником»;
- можно отразить ФИО и контактные данные лиц, которым известно о произошедшем инциденте, а также данные иных жертв от аналогичных действий;
- просьба о возбуждении уголовного дела по факту указанной в заявлении информации либо о проведении проверки по факту мошеннических действий;
- список приложений. К заявлению можно приложить имеющиеся скриншоты, документы из банка.
5.2 Подаем заявление в правоохранительный орган
Для более быстрого реагирования и ускорения процесса заявление следует подавать лично лицу, пострадавшему от действий злоумышленников, в управление «К» — это структурное подразделение МВД по раскрытию преступлений в сфере высоких технологий или в Главное управление МВД по борьбе с организованной преступностью и коррупцией (ГУБОПиК). Все контактные данные по ссылке здесь: https://www.mvd.gov.by/ru/page/upravlenie-po-raskrytiyu-prestuplenij-v-sfere-vysokih-tehnologij-upravlenie-k и здесь: https://www.mvd.gov.by/ru/page/glavnoe-upravlenie-po-bor-be-s-organizovannoj-prestupnost-yu-i-korrupciej/kontakty-gubopik.
Также заявление можно подать в РУВД (РОВД) по месту жительства и (или) месту совершения хищения по усмотрению заявителя.
В данных органах о принятии заявления Вам будет выдан документ о регистрации заявления с указанием должностного лица, его принявшего, времени регистрации и регистрационным номером. В дальнейшем по данному документу Вы сможете уточнить статус поданного заявления.
Отказ в принятии заявления о преступлении может быть обжалован в прокуратуру.
На основании поступившего обращения будет проведена предварительная проверка, по итогам которой будет принято решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в таковом.
- КУДА ОБРАЩАТЬСЯ ПОМИМО МИЛИЦИИ?
В случае если в результате обмана денежные средства были перечислены мошенникам через электронную платежную систему (например, EasyPay, WebPay и тд.), то имеет смысл обратиться в службу поддержки этой платежной системы. Служба поддержки может заблокировать аккаунт (кошелек) злоумышленника, что поможет предотвратить или помешать другим потенциальным хищениям.
На «сайт-фальшивку» можно пожаловаться путем направления обращения с просьбой о блокировке в Министерство информации Республики Беларусь, в том числе посредством заполнения электронной формы на сайте (http://mininform.gov.by/contact/web-request/), а также через специальные сервисы, предназначенные для блокирования вредоносных сайтов:
- https://cert.by/ (национальный сегмент cети Интернет);
- https://www.google.com/safebrowsing/report_phish/?hl=ru;
- http://virusdesk.kaspersky.ru/;
- https://analysis.avira.com/ru/submit-urls.
- КАК ВЕРНУТЬ ПОХИЩЕННЫЕ СРЕДСТВА?
После установления злоумышленников и в ходе рассмотрения дела в суде Вы (Ваши представители) можете заявить требования о возмещении имущественного и морального вреда, причиненного в результате мошеннических действий лица. В таком случае Вы как потерпевшая сторона будете освобождены от уплаты государственной пошлины. Также можно заявить иск в суд и в порядке гражданского судопроизводства, уже после постановления приговора по уголовному делу.